«Появилось особое название контента — social cinema»
Это тенденция всего лишь последних нескольких лет. Мы решили порассуждать о том, как кино проникает в цифровой мир, как ему там живется, и какое место оно там занимает. И главное, какую новую реальность можно от этого проникновения ждать? А так же поговорим, почему короткометражки больше никому не нужны, почему ТВ не убило кинематограф, и какие веб-сериалы стоит ждать в будущем. Как литературовед и филолог в прошлом, я даже осмелюсь сделать попытку описать роды и виды того, что мы называем «видео в интернете».
Тотальный сериал
В начале февраля голливудский режиссер Энтони Уилкокс, работавший до этого ассистентом продюсера на таких картинах, как «Перл Харбор» или «Типа крутые легавые», анонсировал выход детективного интернет-сериала Shield 5, который… будет размещаться в Instagram, и каждая серия которого длится ровно 15 секунд. При этом Уилкокс не постеснялся назвать это словом «кино» и заявить, что готовится 28 серий. Даже назвали это «новым видом контента — social cinema». Ничего себе новости! А почему не gif-сериал? В конце концов. Или фотосериал… Но факт есть факт, перед нами еще одна первая ласточка-гибрид кинематографа и интернета.
Об интернет-сериалах сегодня говорят все больше. И появляется их достаточно. Более того, есть исследования, что на смену клиповому мышлению приходит мышление сериальное. Но это касается всем известных телесериалов, а что с территорией веб? Что же такое интернет-сериал, хочется понять получше. Я задумал цикл статей на тему новой сетевой реальности. Запуская собственный сериал в на стыке жанров драмы и триллера «Район тьмы», мне хочется, да и приходится, размышлять над тем, как же кино осваивается в Сети… В этой, первой статье, я предлагаю задуматься о том, что такое интернет-сериал как жанр, как формат.
Почта не нужна
Однажды меня поразил тот факт, что следующее, полностью цифровое поколение людей, это сегодняшние подростки, кто с самого детства, с пеленок, знаком с интернет-технологиями, не заводят себе почту. Моему сыну в 13 лет трудно понять, зачем она нужна. Конечно, он пока не работает, ему не надо писать длинные успокоительные письма брошенным женщинам, отчитываться перед строгим начальством, или расписывать ТЗ, но в условиях, когда вымирают целые платформы, как это произошло с Live Journal, в будущем почта нам пригодится только для идентификации на сайтах и… спама. Люди общаются в чатах соцсетей и мессенжерах, куда сегодня ушел весь трафик, и письма никто никому писать уже не хочет.
Нечто подобное происходит и с кино, но прежде, чем начать говорить об интернет-сериалах, хочу заметить еще одно обстоятельство.
«Дело в том, что форматы не умирают, они гораздо более стойкие, чем отдельные платформы и веяния цифровой моды.»
Дело в том, что форматы не умирают, они гораздо более стойкие, чем отдельные платформы и веяния цифровой моды. Мы долго слышали глупости о том, что кино убьет театр, а кино в свою очередь убьет телевидение, затем телевидение долго убивал интернет… Но (возможно, к сожалению) не убил. На самом деле процесс здесь гораздо более интересный.
«Медиаформаты, жанры, технологии не заменяют друг друга, они накапливаются.»
Медиаформаты, жанры, технологии не заменяют друг друга, они — накапливаются. Медиапространство постоянно расширяется, технологии развиваются, человечество десятками миллионов продолжает подключаться к всемирной сети. Интернет крайне напряженная и высокоскоростная территория вечного творческого поиска. Новые информационные продукты появляются каждый день, сменяя друг друга. Обмен веществ этого организма имеет высокую скорость и еще большую изменчивость. Однако театр не умрет никогда, в кинотеатр всегда будет ходить трепетная парочка и целоваться, а на ТВ вечно будет сидеть и изрыгать потоки лжи на головы наивных людей очередной зомбикиселев. Не стоит бояться. Умрут не все. Форматов становится только больше. Потому что с каждым годом у нас становится все больше интернета.
Гастарбайтеры из Коньково превратятся в зомби
Интернет-сериал — самостоятельный жанр, который появился чуть ли не вместе с интернетом и сегодня является одним из самых перспективных форматов существования кино. Однажды интернет-сериалы начнут снимать все, кому не лень. Появятся, как в середине нулевых это произошло с радио, интернет-сериалы для узкой аудитории: корпоративные, специализированные, узкопрофильные. В районе Бутово будет популярен свой веб-сериал, а на Остоженке свой. В первом случае он будет про битвы гастарбайтеров с местными, во втором случае про то, как жена олигарха покупает черничный пай в «Лавке Лавке», а он, например, просроченный, или она находит в нем гвоздь, и начинается жуткий скандал! Тем временем, в третьем вебизоде (серия интернет-сериала) сериала про Бутово гастарбайтеры с местной стройки в Коньково из-за плохой самсы превратятся в зомби и нападут на детский садик. Сюжетов море. И драматичных, и смешных, любых…
Кадр из сериала «Южное Бутово»
Формат будет дробиться. Но произойдет это конечно же не сегодня, и не завтра. Хотя я уверен, произойдет. Кстати, к слову, вот короткометражка, которая выпущена своими и для своих, прекрасный образчик такого специализированного кино. Понять неспециалисту в области, о которой идет речь, этот фильм трудно, но все равно смешно. Короткометражка — отличная заявка на сериал, про рекламщиков, например.