Доказательство человека — крайне неожиданный проект. Он состоит из 17-ти даже не рассказов. А именно этюдов, сильно разнящихся по размеру, и по форме, и по достоинству. Какие-то просто принимаешь к сведению, какие-то читаешь с восторгом и наслаждением, а какие-то полностью захватывают тебя и переворачивают все, что казалось тебе раньше само собой разумеющимся.
Этюды объединены одной темой — взаимопроникновением человека как биологического вида, стремящегося к бессмертию, и цифровой реальности. Т.е. оцифровке личности, после чего она обретает казалось бы бессмертие, но отчасти теряет свою сущность. Взаимоотношение биолюдей и людей цифровых — это то, что пытается вскрыть и понять автор. Ну и нам рассказать. На первый взгляд, это может показаться вторичным. Андроиды, скайнет, матрица, газонокосильщик, мол, уже были. Но на самом деле это ошибка. Речь не об Искусственном интеллекте, не о виртуальной реальности. А о новом мире ЛЮДЕЙ. Мире мертвых, оставшихся живыми. О том, как они будут сосуществовать с живыми живыми. Возможно ли это сосуществование двух так похожих, и так непохожих вида, или война между ними неизбежна? Может ли живой нормально общаться с тем, кого любил совсем недавно, но который умер, но остался жив в другой форме?
Адская смесь научной и социальной фантастики, в которой Гончуков, как обычно, лезет под кожу своим персонажам, вытаскивая наружу и их святость, и их гниль. А еще «Доказательство человека» мне чем-то напомнило корейский кинематограф. Корейцы тоже безумно расточительны на сюжеты. В их фильмах бывают «побочки», из которых наш или голливудский кинематограф вытащили бы сюжетов на несколько полноценных фильмов. Так и тут в маленьком этюде может содержаться такая грандиозная идея, из которой можно написать или снять здоровенное кинополотно, создав мир ничуть не уступающий по потенциалу миру Терминатора или Матрицы.
Дмитрий Грунюшкон, писатель, сценарист