Этот список — только отправная точка.
Чем лучше вы знакомы со своим предметом, тем лучше. Но без этих книг вы начинаете гонку на круг позади конкурентов.
(Этот список примерно составлен в хронологическом порядке.)
1. Frankenstein Мэри Уолстонкрафт Шелли
Забудьте фильмы Бориса Карлоффа и экранизации «Хаммера». Прочтите саму книгу, чтобы понять, что в ней говорится и чего не говорится о смысле
быть человеком. По крайней мере, один крупный критик назвал Frankenstein первый научно-фантастический роман. Возможно, так оно и есть, но это еще и
роман ужасов, которому более 150 лет. В этой книге поднимаются важные
вопросы о жизни и смерти, добре и зле, которые до сих пор обсуждаются, хотя и медленно по сегодняшним меркам,
Frankenstein остается одним из краеугольных камней фантастики ужасов.
2. «Дракула» Брэма Стокера
Опять же, нет в киноверсиях — во всех. Они самобытны и броски
и отражают различные режиссерские и актерские интерпретации романа. Просмотр
фильма подобен получению новостей из вторых рук. Если вы хотите
стать писателем ужасов, вы должны обратиться к исходному материалу:
сочинение ужасов. Любой, кто мечтает стать писателем ужасов, должен прочитать Дракула. Книга, хотя и переписанная и мелодраматичная, наполнена мощными образами. Сцены действия быстрые и яростные,
хоррор напряженный и изобилует убедительными описаниями.
Дракула, хотя написан столетие назад, по-прежнему хорош. Он считается самой важной
книгой, когда-либо написанной в жанре ужасов.
- «Пираты-призраки» Уильям Хоуп Ходжсон Ходжсон
был моря ком до того, как стал писателем. Его многообещающая карьера оборвалась, когда он был убит в крупном сражении Первой мировой войны.
Большая часть его репутации основана на его рассказах о море, которые атмосферны и наполнены угрозой. Он написал четыре романа, три из которых больше фэнтези, чем ужасов («Дом на границе», «Страна ночи» и «Лодки Глен-Карриг»).
— все они достойныпрочтения. У Ходжсона был дар описывать зловещих, ужасных монстров, с которым сегодня мало кто из писателей может сравниться. Однако его роман
Призрачные пираты не о монстрах, а о призраках. В нем рассказывается сегодня прямолинейно, почти
журналистской манере показано, как корабль захвачен призрачными захватчиками. Ходжсон не
прилагает никаких усилий, чтобы идентифицировать угрожающие фигуры — это могут быть призраки
погибших пиратов или существа из другого измерения. Все, что имеет значение,- это их постепенный захват лодки.
Это один из лучших примеров «плотно написанного» романа, когда-либо опубликованного.
4. Сборник историй о привидениях М.Р. Джеймс
Монтегю Роудс Джеймс был преподавателем Оксфордского университета, который
радовал своих друзей рассказами о старомодных историях о привидениях. Изложенные на бумаге, эти рассказы составили самый популярный сборник
историй о привидениях, когда-либо написанных на английском языке. Хотя Джеймс и не первый английский автор историй о привидениях, он самый известный и, возможно, лучший. Его истории тщательно продуманы, они медленно, но неуклонно продвигаются к неизбежной кульминации.
Джеймс никогда не подводил, и его рассказы
полны злобных призраков, древних проклятий и демонических
существ. Художественная литература Джеймса оказала влияние на многих писателей, и в течение
десятилетий после публикации его работы большинство историй о привидениях были написаны в его стиле.
- Гори, ведьма, гори! А. Мерритт
Корни Абрахама Мерритта уходили в криминальные журналы 1920-х и 1930-х годов, что проявля
ется в его художественной литературе. Он был одним из самых известных
авторов этих изданий, и его романы пользовались огромной популярностью.
Мерритт, считающийся автором фантастических прикл
ючений «потерянной расы»,
написал несколько романов, которые перешли в область ужасов. Из них Гори, ведьма, гори! был самым успешным и важным. В нем речь идет о злой
карге, которая превращает людей в демонических кукол, чтобы те совершали преступления для нее. Что возвышает книгу над стандартной криминальной хроникой, так это то, что заклятый враг ведьмы — криминальный авторитет, типичный гангстер 1930-х годов,
и его банда хулиганов. В интересном обратном поря
дке меньшее зло сражается с большим злом, поскольку современный мир борется с угрозой из древних времен. Мерритт знал о темпе и повествовании больше, чем просто о ком-либо другом.
Этот роман увлекает читателя в лучших традициях pulp.
- Гулять ночью Уильям Слоун
В 1930-е годы жанр художественной
литературы не был так четко определен, и писатели были
более готовы нарушать правила ради хорошей истории. ПодумайтеДин Кунц и Стивен Кинг были первыми, кто написал научную фантастику
романы, которые были также историями ужасов? Прочитайте книгу Слоуна «Гулять в ночи».
Эта книга сочетает ужасы, научную фантастику и мистику в одном из самых гладких изложений, когда-
либо созданных на бумаге. Тайна, лежащая в основе
этой истории, сейчас никого не удивляет, но в свое время
книга задала образец для всех последующих.
Другой роман ужасов автора. Край проточной воды, также рекомендуется.
7. «Данвичский ужас» и другие Г.П. Лавкрафт
Лавкрафт отвратил фантастику ужасов от призраков М.Р.
Джеймса и сосредоточил внимание на огромной, неизвестной вселенной, которая окружает нас. Концепция «
космического ужаса», возможно, и не была изобретена
Лавкрафтом, но он, безусловно, популяризировал ее. Его рассказы лучше всего
получаютсядлиной в новеллу: «Данвичский ужас»,
«Существо напороге», «Зов Ктулху». Но всю
его художественную литературу стоит прочитать.
У Лавкрафта были свои слабости (отсутствие характеристик и диалогов- худшие), но его талант намекать на чудовищные ужасы, таящиеся в темных уголках нашего мира, остается непревзойденным более чем через полвека после его смерти.
8. Страх автор L. Рон Хаббард
Многие новые авторы считают, что психологический хоррор был изобретен всего несколько лет назад. Неправда. Еще в 1940 году Л. Рон Хаббард написал этот короткий роман о профессоре, который ищет час времени, который он не может
вспомнить, и о страшных последствиях своих действий.
Это история о человеке, которого преследуют демоны сверхъестественного или демоны
в его собственном разуме? Страх местами переписан, но по-прежнему производит настоящее впечатление.
Это один из тех романов, определяющих моду, который помог
переопределить современный хоррор.
9. Темнее, чем вы думаете автор: Джек Уильямсон
Оборотни — это основа фантастики ужасов. Было
снято множество фильмов об оборотнях, даже комиксов об оборотнях. Но большинство людей не могут назвать великие романы об оборотнях, потому что в области, заполненной запоминающимися
книгами о вампирах, ужасающими романами о серийных убийцах и
ужасающими видениями космического ужаса, запоминающихся оборотней
катастрофически не хватает. Название, которое выделяется над остальными, — «ДжекУильямсон» «Темнее, чем вы думаете». Он перенес оборотней в
двадцатый век и наполнен мрачными, мощными образами. Впервые онпоявился в 1940 году и остается в окончательным романом об оборотнях.
10. «Заклинающая жена» автор: Фриц Лейбер
В начале 1940-х, журнал pulp Неизвестный (позже названный Unknown Worlds) перенес ужас из английского поместья в
мейнстрим городской Америки. Страх и Темнее, чем вы думаете оба появились сначала на Неизвестно, как и этот роман Фрица Лейбера, который был одним из первых авторов, постулировавших, что призраки и ведьмы будут меняться со временем. В его рассказе «Дымчатый призрак» рассказывалось о новых духах и недружел
юбных привидениях, которые населяли большие города. В книге «Заклинаю жену», он смешал колдовство и черную магию с политикой кампуса колледжа.
Это остается одним из самых влиятельных романов, когда-либо написанных.
11. Я — легенда. Ричард Мэтисон
Мэтисон — один из настоящих гигантов в нашей области. Хотя он известен в первую очередь своими рассказами, несколько его романов не менее хорошо проработаны и важны.
Эту историю, представляющую собой смесь научной фантастики и ужасов, можно назвать непревзойденным романом о вампирах, поскольку все население
Земли превращено в монстров.
Это демонстрирует, что роман ужасов может
быть чем-то большим, чем просто чередой потрясений. Мэтисон исследует важность легенд и ужасов в уникальной для
этого жанра манере.
12. Ребенок Розмари автор: Айра Левин,
Хоррор вырвался из криминального гетто благодаря попул
ярности нескольких книг.
Этот роман писателя, ранее не связанного с жанром
фантастики, был одним из произведений, приведших к побегу. Он тонкий, хорошо написанный и довольно пугающий. Фильм, снятый по книге,превосходный, но роман прекрасно стоит сам по себе. Опять же, это убирает ужас из сельской местности и усадеб с привидениями и переносит его прямо в
высотные жилые дома Нью-Йорка.
13. Ричард Мэтисон: Собрание рассказов, тома. I, II, III
Большая часть лучших произведений ужасов написана в формате коротких рассказов. Если вы хотите знать, как это сделать, изучите двух писателей: Рэя Брэдбери и
Ричарда Мэтисона.
Эта книга, наполненный поразительными образами, ужасающими видениями и кошмарами наяву, этот учебник о том, как написать рассказ ужасов. Мэтисон может быть утонченным или шокирующим, но его работы
всегда новаторские, грамотные и сложные. Что делает это таким впечатляющим, так это то, как часто ему удается застать читателя врасплох своими концовками. Многие люди думают, Мэтисон лучших хоррор-писателем-новеллистом когда-либо.
Эта книга предлагает убедительное доказательство для поддержать это требование.
14. Адский дом Ричард Мэтисон
Дома с привидениями были стандартным приемом в фантастике ужасов и о сверхъестественном уже более ста лет. Но хороший писатель может взять поношенный прием и придать ему вид нового.
Эта книга очень страшная, но не слишком кровавая. Мэтисон знает, как нажимать на все нужные кнопки, и делает именно это в этом современном хоррор-триллере.
15. Страна октября Рэй Брэдбери
Да, он смягчился, но Рэй Брэдбери был одним из лучших писателей ужасов 1940-х и начала 1950-х годов. Он, несомненно, один из наших лучших ныне живущих авторов коротких рассказов. Октябрьская страна, коллекция, которая
включает многие из его лучших работ с ранних лет, является
еще одним продолжительным уроком о том, как делать это правильно.
16. Таким образом происходит что-то порочное. Рэй Брэдбери
Брэдбери гораздо слабее как романист, чем как автор коротких рассказов.
Но это не значит, что он не умеет писать длинных текстов.
Эта книга, с ее удивительно выразительное название (взято из
Шекспира Макбет) работает на многих уровнях. Но, прежде всего, это страшно и литературно одновременно — трюк, который редко выполняется.
17. Экзорцист Уильям Питер Блатти
Этому роману приписывают популяризацию современной литературы ужасов. «Экзорцист» вернули религиозную тематику к хоррору и четко определили непрекращающуюся битву между добром и злом. Несмотря на то, что история наполнена потрясением за потрясением, она в первую очередь работает, потому что Блатти заставляет вас заботиться о персонажах. Как и во всех подобных романах, зло
оказывается гораздо более коварным, чем кажется на первый взгляд, а угроза намного больше, чеможидалось.
Экранизация этого романа помогла сделать его одним из самых продаваемых романов ужасов всех времен.
18. Падающий ангел Уильям Хьортсберг
Ужасы и детективы — близкие друзья. Однако это редкий
конгломерат, который сочетает в себе сверхъестественный хоррор с жанром частного наблюдения и заставляет его работать.
Этот роман берет некоторые старые идеи и превращает их во что-то новое и неотразимое. Ужас пугающий; тайна хорошо представлена; финал одновременно шокирующийи все же в какой-то мере логичный. Возможно, лучший роман ужасов вкрутую, когда-либо написанный.
19. «Жребий Салема» Стивен Кинг
Несомненно, Стивен Кинг — самый популярный писатель ужасов всех времен. Его книги разошлись миллионными (и миллионными, и миллионными) тиражами, и он является одним из любимых авторов нынешнего поколения. Успех Кинга — не
случайность. Он пишет книги, которые люди хотят читать. Его персонажи — обычные люди, сталкивающиеся с экстраординарными обстоятельствами. То, как они справляются с природой добра и зла, делает чтение увлекательным. В фильме Salem’s Lot Кинг использует стандартную тему ужасов и сочетает ее с основными художественными приемами. Вместо того, чтобы сосредоточиться на монстре, Кинг представляет множество разных историй. Перенося акцент с одного или
двух главных героев на все сообщество городка Салемс
Лот, он делает зло всепроникающим и гораздо более правдоподобным. Кинг знает, что чем правдоподобнее роман ужасов, тем более пугающим он становится.
20. Противостояние Стивен Кинг
Конец света, как его представлял Стивен Кинг. До этого были другие романы ужасов «Стенд» в которых описывался глобальный холокост. Многие научно-фантастические романы делали именно это. Но Кинг был первым, кто связал
научную фантастику как причину и сверхъестественный ужас как следствие.
Опять же, за успех книги ответственны традиционные методы художественной литературы. Читателям были небезразличны персонажи — преуспевали они или терпели неудачу, жили или умерли. Книга стала первым эпическим романом ужасов.
Это сработало. С тех пор были и другие эпопеи, но The Stand остается лучшей.
21. Наблюдатели автор: Дин Кунц
Дин Кунц в течение нескольких десятилетий брал хоррор-
триллер 1920-1930-х годов и преобразовывал его в продукт для
современных читателей. Жесткий, компетентный героев и героинь заниматься в жизни-или-смерти борьбу со зловещими силами-из секретного правительственного учреждения науки сошла с ума в безумной гонке, которая
держит читателя листать страницы в один бестселлер за другим. Watchers, хотя в основном это научно-фантастический рассказ, работает так же хорошо, как и
роман ужасов . Что еще более важно, это работает как захватывающая драма с персонажами, которые волнуют читателей. Те, кто думает, что романы ужасов не могут быть ничем большим, чем легкое развлечение, не читали Наблюдатели.
Здесь у вас двадцать одна книга. Прочтите их все, и у вас будет некоторое представление о том, что такое фантастика ужасов. Не полное представление о данной области, поскольку существует множество чрезвычайно
важных авторов, у которых есть не одна определяющая книга, а целый комплекс работ, которые следует прочитать и изучить. Роберт Блох и Харлан Эллисон — два автора, которые сразу приходят на ум. Но этот список служит хорошей отправной точкой.
Robert Weinberg