Из всех эта серия меня впечатлила более других. Очень качественно. Спасибо за творчество. Пора к полному метру переходить.Андрей Басин
Все, мяса больше вообще не ем!Ирина
Дед, закусывающий пальцем, улыбнул. Вообще серия рассмешила немного. Нервным смехом. Как будто я следующий на суп. От меня — восхищение. Столько работы, усердия и ни одна серия не сдала накала!Сергей Сергеев
С ужином после работы самое оно! Но слегка буднично + пенсионера жалко.Александр Акульшин
Слегка обосрался, спасибо.Георгий Холодильников
У Сарыча, живущего за счет краж, неприятности: во вскрытой по наводке квартире оказались люди. Добежав до машины, разозленный разбойник устраивает заказчику разбор полетов по мобильнику, после чего с ходу принимает звонок от незнакомца, который предлагает залезть в странноватый дом и «кое-что забрать». Дом, понятно, встречает гостя сюрпризом.Кажется, впервые за 12 серий Гончуков обращается к жанру настолько откровенно: герой подсвечивает фонариком путь в неизвестность, бензопилы режут плоть, экран застилает красное, присутствует расхожий прием из вселенной found footage. Социальные подмигивания если и не исчезли насовсем, то, по крайней мере, отошли на второй план. Плюс ли это, минус ли, так сразу и не скажешь, но намерение слегка встряхнуть концепт можно только поприветствовать.
Сама по себе игра в жанр в целом удалась как положено: путь Сарыча к мрачному жилищу выстроен по знакомым, но вместе с тем и полностью рабочим правилам саспенса, а встреча со злом реализована чуть ли не цитатной сценой из «Мучениц» (2008). Однако раскрытие мотиваций не всегда играет фильмам на руку. Причинно-следственные связи раскладывают все по полочкам, но, как бы красиво (или, наоборот, уродливо) это ни выглядело, снимают пелену таинственности и сбивают все напряжение. С другой стороны, сменой интонации в финале достигается определенная полифония настроений, не слишком характерная для сериала в принципе.
Несмотря на небольшой уход в сторону — насилию на экране на этот раз действительно не находится особых оправданий, — это по-прежнему «Район тьмы», а не безымянный хоррор без отличительных черт. В локациях — подъезд, машина и дом на отшибе, блатную лексику никто не отменял, реквизит — бытовой набор бедняка с криминальным фоном. За рамки очерченной в предыдущих сериях площадки автор не выходит, но завершает свою концептуальную веб-инициативу эпизодом, который, как ни посмотри, а открывает для продолжения новые перспективы.
Наидичайшая серия! Офигенное заключение первого сезона. Всех настигнет более сильный и более умный маньяк. Итог идеален.
Неожиданный дед пенсионер… вот это поворот. Я-то думал… Геройский следак пенсионер… А он за человеков ест… хотя с какой стороны посмотреть… Если воспринимать его… Этого пенсионера как систему… МВД. Сожрут и пожалуются на плохой навар… Мда, гениально.Петр Селищевбывший следователь
Легко и напряженно!Миха
Завершился первый этап одного из самых крутых отечественных кинопроектов, как минимум прошлого и этого года, а может даже и десятилетия. Это реально крутой сериал, рвущий душу, вытягивающий жилы, но равнодушным не оставляющий ни в коем случае.Михаил Бондаренко
Для тех зрителей, кто не смотрит простое кино. А думает, сравнивает, анализирует. И делает выводы.Ирина Алексеева
Серия отличная, хоррор порадовал, особенно хруст в конце на ЗТМ. Финал банальным мне показался… хотя… как там сказали? Ментам мяса не хватает? Мент конкретный упырь!Сергей Иванов
Самая непрочная цепь — это пищевая цепочка.Дмитрий Суйканен
По-моему, 12-я серия — это тот самый случай, когда зло, доведённое до абсурда, переходит в категорию юмора и перестаёт быть злом. Мне кажется это вообще единственный действенный способ борьбы со злом. Спасибо за сезон. Поздравляю!
ПС: Эпизод с Первой — отдельная мякотка. Ну и досье, конечно тоже.Роман
Серия остроумна до безобразия!Стас Видяев
Эх, пенсионеры! Денег нет, вот и держатся!VOUNTEER19
Каждый раз убеждаюсь — умеете! Хоть и специфичный сериал, но каждая серия на разный участок души давит. Как обычно — лайк и совет друзьям.Jig Saw
Когда ощущения на уровне рвотного отвращения и безудержного восторга. Гончуков превзошел себя. Он изменился с угрюмого на фантазера. Привычно копаясь в грязном белье человеческих пороков последняя (!) серия сезона Района тьмы вывела таки на экраны этакого российского Робин Гуда, Зорро советского розлива. Выбор актера, как всегда, в «десятку»! А работа с недрессированной собакой?! Это же высший пилотаж! Заставить животное «это» лизать с удовольствием и вожделением! Семья Дуровых отдыхает. Я почувствовала себя в комнате страха. Помните, был такой аттракцион в любом Луна-парке? Заходишь в дверь, за которой кромешная темнота с пугающими звуками, шарахаешься от каждого скрипа, а уж вываливающийся скелет из шкафа приводит к очередному рубцу, если не на сердце, то на привычном вечернем спокойствии жопосидения на диване, торопишься выйти, несешься на пролом, закрыв глаза. Хорошо, что путь до ручки выхода недолог. Одним словом, удалась «Последняя ночь» первого сезона РТ. Браво, ребята!Наталия Макарова
В серии больше логики, чем во всем сериале «След».Валентина
Навеяно, понятно, «Декстером». Но более натуралистично, и приспособлено к российской безнадёге. Снято фантастически!Елена Нефёдова
Вот так пришел пролетарий с завода, у него там вся лента в котиках, Путине и детках, а Вы его думать заставляете когда котики не смотрены, да лайки не поставлены!Стас
Самая веселая серия сезона. Честно!Антон Белоусов
Любимой моей серией эта, конечно, не станет, и пересматривать я ее вряд ли буду, но удовольствие получил большое. На «а я первая» аж зааплодировал, хотя смотрел в одиночестве. Один косяк — за такую натяжку цепи на «штиле» руки отрывать надо. Пока она сама кому-нить, лопнув, чего не оторвала. Отлично закольцевал. За Артур Чиргадзе даже запереживал на секунду. Потом понял — он худой, на десерт пойдет если только.Дмитрий Грунюшкин
Я тоже, хотел помидор с котлетой, но все же съел, ведь мы не гнушаемся есть куриные крылья, свинной окорок? Ну а человечина, ну, немного не приятно, но все-же, надо понимать, что все мы в этом мире состоим из однородной ткани. Всем приятного аппетита. А «Району тьмы» дальнейшего процветания и интересных идей. Сериал — очень хороший. Снимите, что-нить про медсестер и врачей убийц? Очень интересен жанр. А концовка классная, «как знал, что на одну пенсию не проживешь» и «навар уже не тот».Иван Корасёв
Декстер Лекторович! Минутка самого умного зрителя: в последней сцене разговора по телефону видно что он не в разговоре, а просто на рабочем столе. Шикарное завершение сезона, как вообще, так и отдельно сценой «Последняя-Первая».Вячеслав Павлов
Мы всегда почему-то не смотрим глубже своего дна. Мы ищем чьи-то ошибки, указываем, что-то там советуем и всегда почему-то в большинстве своем говорим «Не совершай моих ошибок «, а то, что у кого-то глубже, и в разы, про это и забываем. Зло в каждом из нас, но у кого-то меньше, а у кого-то больше. И если один может просто шлепнуть, то другой не просто шлепнет, а облизнется и сожрет тебя, и пылинки не оставит… Спасибо, ребята, за все то, что делаете и делаете так, что нереально просто пролистать и забыть, как просто какой то фрагмент из фильма. Все дико правдиво и дико страшно, как не скрывай и добрые глаза не делай.Татьяна Кошкина
Сама идея, сценарий, охуенна. Просто мегаохуенна сама по себе. Своей дерзкостью, новизной и лаконичностью рассказа.
Но. Мне не хватило подачи. Визуализации, может быть. Предыдущие серии отличались тем, что качество придумок, кадров и съёмки были хороши и росли из серии в серию. Это было логично, т.к. команда набирала обороты. И вдруг эта серия. А тут как-будто документалка с НТВ. Криминальная Россия. Нету того ужаса, который должна была бы дать мне, как зрителю, эта история. При этом, даже я вижу, что артисты оба охуенные. Даже трое с учётом собаки.
Все вышесказанное никак не умаляет моего почтения перед движухой вашей банды в целом. Вы молодцы и круты с этой серией или без неё.
За сим откланяюсь, пожимая всем вам ваши мужественные профессиональные руки.Евгений
Аххаха! Огненно! Оторвались ребята! И бензопилочка, и костомашки, и животненькие, и соцнезащищенные слои населения. Буйство трэша! Восторг! А какой, прости хоспади, инсайт! Навар! До последнего денег ждала. А нетути — натуральное хозяйство! И жуть, и ирония, и районный дух.Irma Kaplan
Человек, для которого стало профессией решать за других неприятные вопросы, получает звонок от нового клиента. Казалось бы, дело плевое, а навар обещает быть неплохим… В этом его не обманули — навар и правда был…
В ролях: Олег Чевелев, Владимир Кебин
Итак, вышла последняя серия первого сезона «Района Тьмы», причем сам автор этого проекта, Арсений Гончуков, и не скрывал, что хочет сделать финал очень неожиданным, ударным и запоминающимся. В конце концов, продолжения может и не быть — или же оно станет совсем иным. Что же, можно сразу сказать, что ему это удалось: черная комедия, да еще на подобный сюжет — это действительно вряд ли мог предугадать кто-то из зрителей. Собственно, заранее был известен только один элемент сюжета: кому-то отпилят ногу, потому что деньги на эту сцену собирали при помощи краудфандинга. Но и это — не велика подсказка.
Как это часто бывает в «Районе Тьмы», обманки начинаются с первых же кадров: кто-то бежит, все это снимается — на телефон бегущего, судя по качеству и «болтанке». Лично я в этот момент как-то напрягся: неужели, в след за стилизацией под телепередачу в прошлом эпизоде, Арсений Гончуков решил окончательно отдаться радостям «мокьюментари»? И даже пригласил «пьяного оператора»… Но нет — к счастью, эта манера съемки продержалась секунд пятнадцать.
Следом, что самое интересное, мы оказались в объятьях следующей модной тенденции: своего рода, фильма-моноспектакля. Герой заперт в одной декорации (в нашем случае — сидит в салоне собственной машины), ведет разговор по телефону — и его собеседника мы только слышим. В этот момент, признаться, я снова попался в ловушку и решил, что в подобной манере будет решена если не вся серия, то ее большая часть. Впрочем, я был бы не против: сцена вышла достаточно динамичной, да и о герое можно было сделать кое-какие выводы.
Это явный преступник, наемник, но не киллер — он же бежал, наткнувшись на людей, что понятно из его разговора с заказчиком. Но при этом наемник явно довольно преуспевающий, что показано точно подобранными деталями: он неплохо одет, у него недешевый телефон, мелькающий в кадре, тяжелая золотая печатка, которую показывают несколько раз и вполне отчетливо. И, когда появляется новый подозрительный заказчик, герой сначала намерен отказать — это вполне понятно, он явно не голодает. Интересны и даты, которые мелькают в разговоре: новый заказчик, по его словам, занимался темными делишками еще в 1983 году. Актеру, который снимается в главной роли, тогда было 12 лет, его персонаж вряд ли существенно старше. А значит, наш преступник разговаривает с кем-то более опытным — и, в мире «Района Тьмы» это повод насторожиться.
Чем конкретно занимается наш герой мы узнаем на третьей минуте серии, когда оглашается задание: он вор-домушник. На середине той же минуты нас ждет чудесный подарок от режиссера: камео уже знакомой нам героини, с шикарной репликой «А я первая»…
Сама по себе эта сцена в машине — шикарная зарисовка на тему борьбы осторожности с жадностью: нам показывают, что герой и сам понимает, что заказ выглядит мутным. Но — все же он берется, причем режиссер со сценаристом лукавят: сам момент его согласия нам не покажут. Мы увидим его уже на следующем этапе: перед обсуждавшимся ранее «объектом», который и надо обворовать.
Во время следующей сцены невозможно, мне кажется, не вспомнить, что Арсений Гончуков — филолог по образованию. В волшебной сказке о герое часто есть такой сюжетный ход: момент его перехода из обычного мира в колдовской или потусторонний. Чаще всего в этой роли выступает избушка Бабы Яги — как показывал в своих исследованиях Пропп, эта героиня — посредник между мирами живых и мертвых, страж Перехода. А заказчик, напомню, так и продолжает работать проводником, он не выдал всю информацию сразу, а выкладывает ее постепенно, по мере продвижения героя. Проводник, как есть…
Обратите внимание, едва герой оказался у деревенского домика — как сразу меняется освещение, манера построения кадра — и даже на то, что в речи персонажа проскальзывают сказочные ассоциации. Все верно, вот он, момент перехода — причем нам, зрителям, подчеркнуто показывают череп на ограде, который не заметил главный герой. Тоже привычный атрибут Бабы Яги, как-никак. И даже пластиковые бутыли из под воды, развешанные у входа, напоминают горшки, висевшие у частокола.
Вход в дом пройден ровно на середине серии — подозреваю, что это тоже не случайная деталь. Интересно и то, что с момента перехода в дом пространство кадра резко сужается: героя словно ведут по узкому коридору, за пределами которого — темнота. Забавная деталь — правда, при первом просмотре ее уловить невозможно: то, за чем послали вора, то, к чему ведет его голос в телефоне — орудие гибели персонажа, в самом прямом смысле слова.
Череда фольклорных ассоциаций меж тем продолжается: герой «нарушает запрет» (да, Пропп и об этом писал, как же), заглядывает туда, куда не его не просили — и моментально подвергается опасности. Впрочем, это ложная опасность — настоящая его ждет чуть позже. Второй и последний резкий слом повествования приходится почти точно на две трети серии. А на отметке в 7 с половиной минут возникает объект для любителей хоррора едва ли не сакральный: бензопила… Последующая сцена вместила, кажется, больше крови и натурализма, чем весь прошедший сезон и оставляет действительно неизгладимое впечатление: режиссер показывает ровно столько деталей, чтобы воображение зрителя окончательно пошло в разнос. Даже знакомая нам печатка снова возникает в кадре, как важная визуальная деталь. Самое интересное, что вся эта вакханалия невозмутимого насилия продолжается около минуты — но кажется, что гораздо дольше.
А далее будет еще один переход: обратите внимание, насколько иначе начинает выглядеть дом — он яркий, светлый, обжитой и уютный. Даже сам старик, только что выглядевший хладнокровным маньяком из ужастика, начинает смотреться вполне обычно… Если бы, конечно, еще и дела на столе не перебирал, словно меню… Монолог, который он при этом произносит и ударная последняя фраза — просто маленький шедевр в рамках весьма удачной серии.
А теперь можно обсудить еще один аспект, лично для меня весьма интересный: разницу между этим эпизодом и западными фильмами на схожую тему. Момент перехода и даже «утварь» из человеческих останков — это привычные атрибуты маньяков в той же «Техасской резне бензопилой» и прочих «Поворотах не туда». Но суть всего этого поджанра в том, что жертва всегда невинна, она переходит порог по незнанию. Здесь же ситуация обратная: герой — преступник и его заманивают к месту гибели, используя его собственные пороки. Но, с другой стороны, для противника героя суть происходящего вовсе не в том, чтобы покарать — причины своих действий он отлично объяснил последней фразой серии. Мне представляется, что этот нюанс крайне важен для специфики творчества Арсения Гончукова — а возможно и для русского хоррора в целом: он, разумеется, тоже морализаторский, но в несколько иных аспектах.
Словом, как и гласит титр «Конец первого сезона». Серия вышла крайне удачная: постоянно меняющаяся, смешная, брутальная и заставляющая подумать — и, к тому же, теперь это уже не криминальный триллер, а полнокровный хоррор. И, да, каламбур тут намеренный.
Вот я сама вообще никогда никаких ужасов не смотрю, страшилок разных — бесят, а тут… Очевидно, оттого, что все преисполнено глубоким смыслом, неоднозначно, с иронией и самоиронией (что особенно важно)! И с большим вкусом, тонко, невзирая ни на что!