Не смотря на то, что фильмы ужасов российским зрителем очень востребованы, довольствоваться нам приходится в основном зарубежными «страшилками». Ну не хочет нас российский кинематограф хоррорами радовать и все тут! На днях на экраны вышел новый русский ужастик «Диггеры» о загадочных исчезновениях людей в московском метро. Но пока предлагаем пройтись по истории российских фильмов ужасов в ретроспективе. В советском кинематографе жанр был почти не востребован, если не считать «Вия» и еще пары-тройки фильмов. Но после развала СССР ситуация начала меняться, правда, непонятно, в лучшую сторону или в худшую. Вспоминаем.
1. «Маршрут построен», реж. Олег Асадулин, 2016
Молодая семейная пара с дочкой едут в только что купленной за подозрительно маленькие деньги машине из одного города в другой. Пара, конечно, молодая, но уже с вагоном и маленькой тележкой семейных проблем с разводом в перспективе. Едут и не подозревают, что в автомобиле кроме них находится четвертый пассажир- старый хозяин не так давно упаковал в нее расчлененный труп своей убиенной супруги. Призрак покойной наслушался разборок новых хозяев и рассвирепел. Такие проблемные семьи жить не должны.
Этот бескровный фильм «ужастиком» можно назвать с большой натяжкой. Периодически нас пытаются пугать, но не страшно ни капельки и более чем скромные сборы- тому доказательство.
2. «Владение 18», реж. Святослав Подгаевский, 2013
И еще одна молодая пара повелась на «дешевый сыр», не зная, что попала в мышеловку. Этим молодоженам подвезло купить за копейки квартиру в новой, еще незаселенной высотке. Соседей — полторы калеки, сторож ведет себя как надсмотрщик, а по ночам героев начинают посещать призраки убитых здесь людей.
Создатели фильма расстарались и сняли очень милый набор штампов из зарубежных хорроров, ничуть этого не скрывая — даже постер к фильму поразительно похож на постер к четвертому «Пункту назначения». Но для разового просмотра картина вполне годится. Есть пара моментов, чтобы взрогнуть — уже хорошо. Вслед за«Владением 18» Подгаевский снял средний, но тоже неплохой хоррор «Пиковая дама: Черный обряд», а теперь у него на очереди фильм ужасов с пугающим названием «Невеста».
3. «Шопинг-тур», реж. Михаил Брашинский, 2012
Снятый в стиле «мокьюментари» каннибальский хоррор журналиста, сценариста и режиссера Михаила Брашинского повествует о маме с сыном, решившимся на странный вояж — поездку на автобусе в Финляндию на дешевый (опять-двадцать пять) шопинг. Сын никак не может расстаться с новеньким телефоном и снимает на камеру все, что видит. Польстившись на ночной сейл в одном из финских супермаркетов, герои попадают в лапы кровожадных людоедов. Открывается шокирующая правда о наших северных соседях — каждый Иванов день каждый финн обязан, по традиции, съесть хоть одного иностранца. Даже выбравшись из окровавленного супермаркета, матери с сыном некуда бежать — вся страна жаждет русского мяса и просто так интуристов не выпустит.
Снявший до «Шопинг-тура» отличный триллер «Гололед», Брашинский здесь выдал что-то невнятное и непонятное. Актеры, играющие мать с сыном весь фильм вещают с надрывом, словно со сцены, аккумулятор в телефоне неправдоподобно долго не садится, разговоры о спасении своих жизней постоянно прерываются лирическими отступлениями и семейными разборками. Но бойня в ночном супермаркете снята «на ура», а за сытую белокурую девочку с моськой, измазанной кровью — пять с плюсом.
4. «Фобос. Клуб страха», реж. Олег Асадулин, 2010
В еще строящийся ночной клуб на вечеринку приезжают шаблоны: блондинка, мажор, неформалка, наркоман и т.д. Естественно, срабатывает аварийное закрытие всех выходов (клуб, на минуточку, строится в бывшем бомбоубежище) и разношерстная группа оказывается взаперти. И начинается…эммм… как бы хоррор.
Ни Бондарчук в продюсерах, ни саундтрек от диджея Грува, ни участие в фильме чудесной Агнии Кузнецовой и секс-символов Петра Федорова и Алексея Воробьева не спасли этот ужастик от зрительского хохота. В прокате фильм наскреб треть от своего бюджета в полтора миллиона долларов. Режиссер Асадулин не успокоился и добил всех упомянутым выше фильмом «Маршрут построен».
5. «Юленька», реж. Александр Стриженов, 2008
Наснимавшись комедий, актер и режиссер Александр Стриженов вдруг выдал хоррор о взрослой не по годам девочке, которая так стара внутренне, что предчувствует скорую смерть и в темпе ищет маме мужа, чтобы было кому за ней ухаживать, когда ее не станет. Но отбор кандидатов очень строгий и жесткий. Приезжий учитель скоро это прочувствует на своей шкуре. Интересный сценарий, роскошная операторская работа и неожиданно мрачная и красивая музыка от Аркадия Укупника почти вытянули фильм, но заторможенные дети, играющие ниже уровня сегодняшнего «Ералаша» утянули все обратно. Но фильм посмотреть стоит. Из всех бескровных хорроров последних лет он выделяется в лучшую сторону. Ну, хотя бы, уже одним только наличием в нем крови.
6. «С.С.Д.», реж. Вадим Шмелев, 2008
Выпуская на экраны ужастик «С.С.Д.», создатели фильма не смогли даже точно определить расшифровку этой аббревиатуры. То ли «Смерть Советским Детям», то ли «Самый Страшный День»… Таким же невнятным, как и заглавие, получилась сама картина о десятке клевых ребят на проекте «Пионерлагерь», возглавляемых пышнотелой Анфисой Чеховой и преследуемых маньяком в маске лошади. Актеры переигрывали, маньяк недоигрывал, а пролитой в фильме крови набралось бы максимум на мазок из пальца. Фильм провалился в прокате и неудивительно, ведь до «С.С.Д.» режиссер Вадим Шмелев снимал сериал «Ундина» и треш-боевик «Код апокалипсиса». Успокоило то, что Шмелев свою ошибку понял и вернулся в сериалы, оставив жанр хоррор на растерзание другим.
7. «Путевой обходчик», реж. Игорь Шавлак, 2007
Несколько грабителей взяли банк, прихватили нескольких заложников и необдуманно решили спрятаться от полиции в заброшенных тоннелях секретного правительственного метро. А там их уже поджидал маньяк по кличке Путевой Обходчик.
Актеры вяло покрикивали от страха и неторопливо перебегали из одного темного закоулка в другой, маньяк так же вяло их преследовал и уничтожал. Самое интересное в этом фильме, это загадка ухнувшего в никуда трехмиллионного бюджета. По всем критериям фильм смотрелся копеечно. Зрители отреагировали так же вяло, как и маньяк со своими жертвами и в прокате фильм собрал всего полмиллиона. Игорь Шавлак, на заре своей кинокарьеры снявший жутковатую «Семью вурдалаков», похоже, так разочаровался в кино, что «Путевой обходчик» до сих пор является последним фильмом в его режиссерском списке.
8. «Мертвые дочери», реж. Павел Руминов, 2007
В фильме рассказывается о страшном проклятии мертвых дочерей, убивающих каждого, соприкоснувшегося с ними, если он в течении трех дней совершал хоть один, даже пустячный, нехороший поступок. Режиссер Павел Руминов решил догнать и перегнать японский «Звонок», утроил количество мертвых мстящих девочек и сократил период ожидания смерти с семи дней до трех. Редкий русский фильм в этом жанре, который все-таки нагнетал атмосферу ужаса, был оценен зрителями средненько, но причиной тому стала невозможно трясущаяся камера, вызывающая жуткую головную боль. После «Мертвых дочерей» Руминов еще раз попробовал себя в жанре хоррора, сняв чересчур театральную разговорную зомби-комедию «Обстоятельства», тоже неважно оцененную, но на этом не успокоился. В этом году ожидается выход его нового ужастика «Дизлайк» о маньяке, убивающем звезд интернета. Ждем и надеемся на лучшее.
9. «Змеиный источник», реж. Николай Лебедев, 1997
Приехавшая в провинциальный городок на практику, молодая студентка пединститута узнает, что город терроризирует таинственный маньяк, убивающий красивых девушек, внешне друг на друга похожих. Студентка, к несчастью, очень красива и маньяк тут же кладет на нее глаз.
Полнометражный дебют Николая Лебедева до сих пор — жемчужина российских фильмов ужасов. Мрачный, наполненный колоритными персонажами фильм до сих пор выполняет возложенную на него задачу — пугает. Одна только сцена похорон девушки с зашитым ртом заставляет шевелиться волосы на голове.
10. «Упырь», реж. Сергей Винокуров, 1997
Снятый за копейки, фильм о городе, в котором каждый второй если не вампир, то бандит, до сих пор может утереть нос многим высокобюджетным ужастикам современности. Создатели фильма выложились на все сто, а Алексей Серебряков вообще — играть плохо не способен. Снятый в ужасное для российского кинематографа время, мрачный и стильный «Упырь» промелькнул на киноэкранах и был незаслуженно предан забвению. А зря.
11. «Прикосновение», реж. Альберт С. Мкртчян, 1992
Расследуя самоубийство женщины, перед тем как перерезать себе вены задушившей собственного сына, следователь Андрей нападает на след таинственных потусторонних существ «форзи», которые забирают в загробный мир только хороших людей. Прикосновение к тайне форзи для него ничем хорошим не закончится.
Фильм настолько мрачен и беспросветен, сценарий настолько оригинален, что даже неумелые спецэффекты типа моментально вянущей розы или складывающегося как карточный домик отеля не вызывают ни смеха, ни раздражения. Эпизод разговора главного героя с фотографией на могильной плите — одна из самых жутких сцен в российском кино и не только. Один из лучших русских фильмов в жанре ужасов.
12. «Люми», реж. Владимир Брагин, 1991
Каждые сто лет в мир приходит страшный получеловек-полуволк из племени люми. Каждые сто лет на охоту на люми выходит потомственный Охотник. Миссия люми стара, как знаменитая старая сказка — съесть бабушку и ее внучку.
Снятая дешево и сердито, русская версия «Красной шапочки» до сих пор смотрится с большим интересом. Спецэффектов — ноль. Созданный с помощью двух человек, влезших один другому на плечи и накрытых плащ-палаткой, образ Люми получился не на шутку пугающим.
13. «Жажда страсти», реж. Андрей Харитонов, 1991
Инспектор полиции (Игорь Костолевский), расследуя дело о жестоком убийстве красивой женщины (Анастасия Вертинская), обращается к лечившему ее врачу-психиатру. Пациентка страдала от раздвоения своей личности на пугливую и тихую, и демоническую и темную половины. Происходило ли это только в голове женщины, какая из ее половин была убита и, главное, кем? Инспектор расследует, а в это время на улицах пустынного мрачного города появляются бледные нежити…
Режиссерский дебют знаменитого актера Андрея Харитонова, красивый эстетский атмосферный хоррор, снятый по мотивам рассказов Валерия Брюсова, ненадолго появился на экранах, собрал положительные отзывы и канул в Лету, как и многие фильмы того времени, абсолютно незаслуженно.
Иван Кедров