Прежде, чем начать беседу, добавим, что это интервью — знаменательное для нас событие. Этой публикацией проект «Район тьмы» открывает серию статей, посвященных интернет-сериалам. Да-да, мы не просто сами интернет-сериал «Район тьмы», а это не просто сайт нашего сериала. Мы хотим не только снимать, но и осознавать то, что мы делаем. Согласитесь, это всегда важно, когда начинаешь что-то новое.
Однако есть большая проблема. Мы с сожалением заметили, что материалов, статей, рецензий, интервью о таком стремительно набирающем в мире популярность формате кино, как веб-сериал, в Рунете практически нет. Проще говоря, в России еще никто, ни один критик и журналист не начинал заниматься этой темой всерьез.
Публикаций нет. Несмотря на то, что за рубежом выходят сотни интереснейших веб-сериалов, проводятся десятки специализированных фестивалей, подразделения по производству цифрового продукта открывают Sony и Warner Brothers. В общем, мы решили по мере сил и средств начать восполнять этот пробел на информационном поле и это — первая подробная публикация об интернет-сериалах.
Мы будем публиковать на сайте «Района тьмы» обзоры интернет-сериалов, какие вообще они в мире есть, режиссерские разборы этого интереснейшего жанра, а начнем с эксклюзивного интервью с режиссером и креативным директором «Школы-студии Александра Митты» Геннадием Ивановым, которое он дал порталу «Район тьмы». Несколько месяцев назад он участвовал в крупнейшем фестивале веб-сериалов в Лондоне. В одном из кинофестивалей, которые пока для нас диковинка.
– Геннадий, не так давно ты ездил в Великобританию, на фестиваль интернет-сериалов. Насколько я понимаю, а я тоже со своими фильмами объехал десятки и десятки фестивалей, такой фестивальный формат, именно веб, для нас уникален. Ведь у нас нет таких фестивалей?
– У нас нет веб-фестивалей. Хотя какой-то парень чернокожий из Америки проводил веб-фестиваль в Москве, но это было года 2-3 назад.
– Расскажи, что это было. Чем-то отличатся веб-фестиваль от просто фестиваля?
– Я был на веб-фестивале, это Raindance Web Fest, собравший под свое крыло независимое британское и международное кино. Кроме показа самих веб-сериалов, они проводили круглые столы, было много общения с художниками, режиссерами и продюсерами этих фильмов. Фестиваль собрал очень много людей, притом, это же интернет, считается, что пока там меньше аудитория, чем на ТВ и в кино. Но тем не менее за рубежом очень много людей, интересующихся форматом интернет-сериалов. Все говорят уже, тот же Тимур Бекмамбетов, апостолы мирового кино Спилберг, Лукас. Они понимают, что меняется современная структура кинопроизводства и кинодистрибьюции, она уходит в прошлое, все переходят на телевидение и в интернет. И кинотеатры совсем скоро будут напрямую работать с закупкой контента, минуя всех дистрибьюторов, сразу с производителями будут работать. И человек, который снимает свое кино, сериал, сразу может напрямую выйти, продать его, и снимать следующий.
– Сколько человек собрал фестиваль? Сколько вообще было интересующихся этим жанром. Или это были производители контента?
– Были, в основном, производители. Приехали люди со всей Европы. Смысла смотреть интернет-сериал на фестивале особого нет, их смотрят дома, за компьютером. Поэтому это были, как правило, тизеры или пилотные серии. Ведь важнейший вопрос касается монетизации контента. Люди снимают, выкладывают первый ролик или тизер в интернете, а дальше продают права на различные ресурсы, которые продают его через интернет. То есть по подписке. Сейчас самая популярная система — система подписки. Подписываешься, месячная оплата 200 рублей, допустим, и смотришь весь контент, который есть, который выходит. И таких уже очень много вариантов и сайтов появляется, даже у нас.
— Да, мы тоже на сайте «Района тьмы» сделали подписку. Правда, пока она бесплатная.
— У нас пока это очень плохо развито. Я сейчас подписался на Netflix, но что-то пока очень мало там для России размещают. В Америке библиотека на много, много десятилетий назад идет, а я смотрю, у нас только современные фильмы до 10 лет, и их не так много, как мне бы хотелось.
— У нас такой фестиваль возможен или у нас пока слишком мало производителей, чтобы фестиваль веб-сериалов был возможен?
— Самое удивительное то, что снимать интернет-сериалы хотят все. Я начинаю общаться в какой-то компании, там какие-то трейдеры, какие-то люди, которые занимаются программированием, и они мне говорят, что у них есть идея сериала, и они хотят его снять.