ОТ ЛИЗА ШТИГЛИЦ · СЕН 2, 2016
В «Районе» по состоянию на седьмой эпизод нет ни зомби, ни призраков, ни иных темных сил, привычных для хоррор-аудитории. Даже единственный появившийся в сериале маньяк (пилотный выпуск «Дед мороз») оказывается не совсем настоящим. Зато есть коллекторы, гнетущие сводки новостей о кризисе, вечный холод, которым веет с экрана, и представители среднего класса, медленно, но верно звереющие от непростой жизни. То, что большинство персонажей излучает ауру обеспеченности, а иногда и вовсе выглядит повзрослевшими хипстерами (особенно выделяется главная героиня первого эпизода «Это — любовь»), является, похоже, частью плана создателей. На официальном сайте проекта Арсений Гончуков, ратуя за веб-сериалы именно как за нишевый продукт, обещает, что на каждую социальную прослойку скоро будет приходиться свой аналогичный проект.
Важным плюсом этого проекта является проработка тем, о которых в современном обществе не очень принято говорить: домашнее и сексуальное насилие, инцест, нарастание просталинских настроений и беспредел власть предержащих. Уже второй эпизод сериала — «Кризис» — одно из самых мощных высказываний на волнующую многих тему, а идентификация с главным героем, смертельно уставшим от трезвонящего телефона и орущих песни Noize MCпод окном подростков, происходит с первых секунд. Погружение в повседневную реальность способствует созданию атмосферы безысходности и обреченности. Создатели «Района» не изобретают велосипед в рамках триллера, а скорее методично развивают уже существующие мотивы.
Пожалуй, единственным, но заметным минусом «Района» становится крайне монотонная чернушность происходящего. Преуспев в нагнетании ситуации в рамках отдельного эпизода, создатели словно не знают, что делать дальше: хоть сколько-нибудь эмоционального катарсиса не происходит ни в одной из серий. Если содержательно и тематически «Район» напоминает фильмы Балабанова, то в вопросе разрешения ситуации он является скорее звягинцевским«Левиафаном» — зрителю авторы попросту отказывают в развязках.
К хоррору веб-сериал можно отнести лишь условно. «Район тьмы» — действительно сборник жутких историй, но в формате не городской легенды, а скорее антологии социальных драм, доведенных до самого жуткого предела. Ни о какой сборке из жанровых клише в духе популярного американского веб-сериала Horror Hotel речи здесь и не идет. При просмотре крайне приятна смелость команды: ребята снимают бытовой хоррор без штампов и балансируют на пересечениях самых разных подходов. Любителям жанра «Район» Гончукова будет интересен в первую очередь как неожиданный эксперимент.
«Техасская резня бензопилой». Анализ и режиссерский разбор только одной сцены, сцены ключевой и крайне важной для фильма. Как Томми Хьюит, этот любимый дядюшкин «ублюдок» режет пилой главного героя фильма — Эрика. Эрик — центральный, самый силовой, самый сильный актер, после убийства которого становится понятно, что надежды на спасение остальных уже нет.