Формат: на стыке жанров
TVKINORADIO.RU: «Район тьмы» — это интернет-сериал на пересечении жанров триллера и драмы. Каждая серия — новая история, составляющая мозаику «хроник повседневного зла», как гласит подзаголовок. Арсений Гончуков, режиссер, сценарист, продюсер и монтажер проекта (не зря в группе его называют «человеком-оркестром») ранее снял четыре «безбюджетных» полнометражных картины, которые удостоились престижных фестивальных наград. Например, «Сын» выиграл главный приз «Окна в Европу».
К формату интернет-сериала Гончуков обратился из-за разочарования в большом экране: «Те трудозатраты, которые вкладываются в кино, даже с учетом фестивалей, проката и телепоказов, к сожалению, не оправдываются, слишком мала оказывается коммуникация со зрителем». Интернет же дает возможность прямого контакта автора и аудитории, которая к тому же становится значительно шире. В первом сезоне «Района тьмы» запланировано двенадцать серий продолжительностью 7-10 минут. Как и предыдущие проекты Гончукова, этот создается независимо и без существенного бюджета, что накладывает свои особенности на производство. Какие — мы разобрались, посетив съемочную площадку проекта.
Группа: профессионалы + энтузиасты
Здесь есть профессионалы с многолетним опытом, недавние выпускники киновузов, а также энтузиасты-непрофессионалы, пришедшие из других областей и осваивающие кинопроизводство на практике. Оператор-постановщик Вася Широкий несколько лет назад окончил ВГИК, мастерскую Юрия Невского, снимал короткометражные картины. На проект попал, увидев объявление в соцсетях — его заинтересовала идея фильма и концепция съемок. Другая история у продюсера Натальи Макаровой. Она уже работала с Гончуковым над фильмом «Последняя ночь», но её основная деятельность от кино далека — Наталья входит в десятку ведущих адвокатов Москвы. Арсений так заразил её своим энтузиазмом, что профильной работой иногда приходится жертвовать ради проекта.
Правда, открытость новым людям вовсе не означает, что участие в сериале может принять любой желающий. Как говорит Арсений: «С одной стороны, чтобы попасть в команду, стоит очередь. С другой — есть достаточно большая ротация. Люди частенько уходят или я сам увольняю. Дело в том, что у нас настоящая, тяжелая киношная работа, а это понимают не все. Многие думают, что тут – общение со звездами, катание на облаках и красные дорожки. А в действительности — рутинный труд: договориться, привезти, отвезти, купить, собрать, убрать. Приходят люди с тремя языками и пятью образованиями и жалуются, что я заставляю их курьерами работать. А курьерами у нас работают все, включая меня, потому что мы все работаем за идею, и все делаем всё».
Например, оператор на одной из серий выполнял часть обязанностей гаффера, а титры и снимались операторской группой из двух человек. После того опыта было решено, что команда должна быть больше, тогда и работа двигается быстрее, и смены даются не так тяжело. Сейчас на сериях, как правило, трудится полная группа.
По словам Васи Широкого, многое в действиях команды строится на доверии: «Нельзя доверить фокус первому попавшемуся человеку. Хотя это и узконаправленная профессия, но очень ответственная». Поэтому в качестве фокус-пулера Вася пригласил своего бывшего однокурсника Максима Кирюнина. По той же причине звукорежиссер Михаил Барковский работает один, хотя ему и предлагали взять ассистентов.
Что касается актерского состава, то тут Арсений привлекает исключительно профессионалов – проводятся кастинги. В эпизод «Обычный человек» были отобраны актеры Олег Харитонов и Елена Торяник. Непрофессионалы привлекаются редко, как говорит Гончуков: «Только по задаче, если нужна естественная импровизация или яркий типаж».
Читать статью полностью на сайте http://tvkinoradio.ru