«Район тьмы» оказался безграничным и бесконечным»
Восемь серий за год — и это не финал. Режиссер Арсений Гончуков рассказал о работе над веб-сериалом, самой сложной съемке, верности проекту и больших планах на будущее
Восемь серий за год — и это не финал. Режиссер Арсений Гончуков рассказал о работе над веб-сериалом, самой сложной съемке, верности проекту и больших планах на будущее
— Во-первых, поздравляем с годовщиной проекта. Как отметили?
— Наш праздник с таким длинным названием «День рождения «Района тьмы». Русский Хэллоуин. Киношабаш» отгремел. Душевное получилось событие. Самое главное, что среди всех отзывов, которые наши гости отставляли после мероприятия в соцсетях, я дважды встретил мысль, какая же прекрасная у нас получилась «семья «Района тьмы». Это действительно так. Мы — большая и дружная семья: наша команда и те, кто нас любит, ценит, окружает. Парадоксально, но ровно насколько наш сериал мрачен и кровав, настолько мы позитивны и счастливы. Это и есть чудо кино, наверное… Одно из его воплощений.
На дне рождения «Района тьмы»
— Что больше всего запомнилось за год работы над сериалом? Эмоции, события?
— Скажу только одно. Что особенно меня удивляет. «Район тьмы» оказался безграничным и бесконечным. Вы знаете в России какой-нибудь кинопроект, который длится так долго, и конца и края ему не видно? А проект, который был бы столь полнокровен целый год, и до сих пор полон сил? А проект, который за год устроил бы три яркие вечеринки?
Когда мы начали снимать интернет-сериал, мы не понимали этого. Теперь это поражает, и даже пугает. Дело не только в том, что уже дети в школах рисуют рисунки с надписями «Район тьмы», район идет в столичных такси, серии показывают по ТВ, о нем знают десятки тысяч людей, дело даже не в этом. Просто «Район тьмы» оказался каким-то водоворотом, который поглотил самих его создателей, и кажется, что навсегда.
— Что удалось реализовать из задуманного и обозначенного в самом начале, а что нет?
— Самое интересное, что не могу припомнить чего-то, что мы не сделали, упустили. Какого-то большого разочарования нет. Есть много мелких недоработок, в чем-то нам пришлось протрезветь, что-то оказалось сложнее, чем мы думали, но вот каких-то больших промахов нет. Есть одна вещь, но я не буду говорить о ней — это была бы излишняя искренность. В общем, есть печаль одна, но еще не вечер.
Надо все-таки понимать, что наш сериал очень молодой, мы только начали, по сути. Вышло всего восемь серий. Пока всё идет по плану. Ведь что было самое главное? Правильно! Самое главное и сложное, когда начинаешь делать сериал, это первое — сделать яркую первую серию, второе — снять весь сериал.
На дне рождения «Района тьмы»
Был страх взять на себя проект, ответственность, заявить его, но не сдюжить. Но сериал получился. Кстати, отзывов очень много. Разных. Но в целом, посмотрите на соотношение лайков-дизлайков под сериями, сериал нравится зрителю. И это главное.
— Как развивается ваш канал на YouTube? Сколько уже подписчиков?
— К новому году, думаю, перевалит за 10 000. Много это? Мало? Трудно сказать. Мы же не видеоблог популярного тинейджера, мы сериал, мы кино. Мне кажется, это много. Но есть куда расти, безусловно. Мы делаем свою работу. У нас есть зрители. И будут еще.
— Вы не боитесь работать с непрофессионалами: от сценаристов до актеров. Качество проекта от этого не страдает?
— А мы не работаем с непрофессионалами. Особенно это касается актеров. С чего вы взяли? Это неверная информация. Я работаю только с профессиональными, опытными актерами. У нас в сериале уже немало медийных лиц: это Владимир Яковлев, Олег Харитонов, Саша Коврижных. Медийность понятие очень зыбкое. Но эти артисты с большими фильмографиями. У одного Яковлева более двухсот ролей в кино. У нас засветился Миша Фатеев, ведущий актер театра Виктюка, даже Ксения Орлова снималась, обладательница самой престижной театральной премии «Золотая маска», еще Лена Махова, в общем, много…
Олег Харитонов на дне рождения «Района тьмы»
Что касается сценаристов — все равно, те люди, с кем что-то получается написать вместе, это не непрофессионалы. Это начинающие сценаристы, те, кто учится, те, кто только пришел в профессию. Но опять же… Мои соавторы — Лера Винс, Наталья Лебедева — люди, которые работают в индустрии давно и успешно, сценаристы и писатели. Со мной работали и те, кто сегодня работает на индустрию.
У нашего оператора классическое образование, ВГИК; второй режиссер у нас — продюсер из кино. Хм, я вообще не знаю, кто у нас на хорошей позиции и непрофессионал. Гримеры у нас — люди с многолетним опытом. Нет, в команде есть непрофессионалы, но они так со всех сторон «зажаты» опытными в кино людьми, что им деваться некуда, остается только расти!
— Хоть один эпизод был снят по сценарию, присланному в ваш «Пункт приема свежих идей»?
— Да, конечно! Я подписал уже два договора со сценаристами. Эпизоды в работе, и скоро начнем их снимать. Это реально работающая кнопка. Много лишнего присылают, это факт. Но на полсотни присланных работ есть два-три сильных сценария, над которыми можно, и даже нужно, работать. Так что все по-честному. Я даже своих знакомых сценаристов пересылаю из «лички» туда, на сайт. Все попадает в одну почту, и я читаю все подряд. Специально выбираю время. И да, главное. Я всем отвечаю, то есть буквально — всем. У нас такая политика. Тяжело, но что делать.
На съемках 8-ой серии «Района тьмы»
— Какая смена была самой сложной в проекте?
— Я об этом писал в материале на сайте «Района тьмы». Самая сложной вышла серия «Сука». Тут и ошибки планирования, и то, что мы покусились на хоррор. Все как-то совпало. Впрочем, все не зря… Но смена длилась 26 часов. Было очень тяжело, команда буквально легла костьми. Это была ошибка, признаю. Да, и техника нас подвела. Зареклись с тех пор снимать на фотоаппарат. Да, мы использовали фотоаппарат Сони Альфа — и все, хватит с экспериментами. Кинокамеру ничем не заменишь. По удобству, адаптации, нативности использования. Но повторюсь, все 25 часов пошли в дело. Мы выдержали и сделали серию. Но прошли по самому краю.
— Ставка на формат 4К в итоге оправдала себя?
— Ну, как сказать? С одной стороны, это маркетинговая фишка. И в этом смысле оправдала. 4К — это круто. Что скрывать? С другой стороны, мы же стали снимать в 4К не из-за маркетинговой фишки, а потому, что снимать на камеру в 4К — это значит снимать качественно, на высоком техническом и изобразительном уровне. Возможности 4К нам нужны в первую очередь для кино, для особых визуальных решений. А разница между 4К и HD не такая и большая. По цене в том числе. Поэтому, думаю, все оправдано.
На съемках 8-ой серии «Района тьмы»